На Профессорском форуме появилась номинация «Лидер высшего образования»
Новый взгляд на феномен «институциональной ловушки», интеграцию науки и промышленности, экосистему академических сообществ, роль вузов в обеспечении технологического суверенитета — в числе тем для обсуждения.
Как сообщил председатель Российского профессорского собрания (РПС), заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, в этом году, помимо общенациональных премий «Профессор года», «Декан года», «Ректор года», в рамках форума появится номинация «Лидер высшего образования». Ею будут награждаться авторитетные деятели, которые внесли весомый вклад в развитие высшей ступени образования. Спикер добавил, что, хотя форум проводится уже в шестой раз, правило о том, что «ректор и декан года» должны быть из регионов, в этом году сохраняется.
Поздравляя коллег с наступающим Днем преподавателя высшей школы, он сказал, что РПС сегодня — это 75 региональных отделений, 8 тысяч профессоров, 25 научных советов.
Председатель Наблюдательного совета РПС, президент РУДН, председатель ВАК при Минобрнауки России Владимир Филиппов в свою очередь отметил, что проблемы, которые обсуждает форум, начинаются в средней школе. Таким образом, одна из задач системы высшего образования — внести свой вклад в развитие интереса школьников к физике и другим точным наукам. С точки зрения Владимира Филиппова, инженерные кадры для развития инновационной экономики рождаются даже не в 8–9-м классе, когда надо готовиться к ЕГЭ, а начиная с 5–6-го класса.
Вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко, приветствуя участников форума, подчеркнул, что достижение технологической независимости — это одна из главных задач, которую поставил Президент Владимир Путин. Огромную роль в ее успешном решении играет подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики.
«Именно поэтому тема шестого форума звучит особенно актуально. Сегодня нам нужно сфокусировать научно-технологическое развитие на получении конкретных результатов. Уверен, итогом дискуссий станет разработка важных практических рекомендаций. Идеи участников внесут свой вклад в укрепление суверенитета страны и в решение задач Десятилетия науки и технологий», – отметил вице-премьер.
Текущая экономическая ситуация в РФ показывает, что нужно обратить особое внимание на подготовку будущих инженеров и исследователей в вузах, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«Мы жили с вами в одной экономике, где могли самые сложные технические системы приобрести, привезти. Сервисные направления подготовки вполне были приемлемы, они успешно развиваются. Сегодня мы с вами находимся в другой ситуации, и с опорой на собственные силы мы должны обеспечить как система высшего образования и технологический суверенитет, и технологическое лидерство. И согласитесь, это другие заданные параметры для работы всей системы и каждого университета в отдельности. Исходя из этого, нам надо обратить большое внимание на подготовку инженерно-технических кадров и тех, кто занят в сфере исследований и технологий», – подчеркнул Валерий Фальков.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева заявила о дефиците исследований, посвященных инновациям в высшей школе.
2022 год показал, что мы стоим перед вызовами глобализации, интернационализации. С одной стороны, повышается уровень международного сотрудничества, а с другой — усиливается международная конкуренция за таланты. Мы наблюдаем интенсификацию научно-образовательной мобильности, отъезд талантливых ученых из страны, и это не только российская тенденция, отметила она.
Сегодня, благодаря в том числе и работникам высшей школы, мы побеждаем в той информационной войне, которая ведется против нашей страны коллективным Западом, считает министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Несмотря ни на какие санкции, мы развиваемся. По его словам, наша молодежь прекрасно осознает, кто и в каких целях стремится раскачать ситуацию внутри страны. Это не удается и не удастся, как бы они ни старались, подчеркнул министр.
Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент Высшей школы экономики, глава РСПП Александр Шохин коснулся темы кадровой уязвимости бизнеса. По его словам, в последнее время бизнес отмечает усугубление этой проблемы. Если раньше мы говорили в терминах дефицита, то в последнее время — в терминах кадрового голода, отметил он. Известный экономист заострил внимание на необходимости формирования 5-летнего прогноза по обеспеченности потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, развития практики независимой оценки квалификации. Он выразил уверенность, что уже к маю 2024 года появится общее видение проблем, которое будет положено в основу новой экономической стратегии России.
В течение трех дней Шестого Профессорского форума на 25 секциях выступят более 1500 профессоров, академиков, деканов и ректоров. В рамках форума обсуждаются как вопросы науки и образования, так и глобальные вызовы, и задачи, стоящие сегодня перед нашей страной: социальные, экономические, научно-технологические.
Прочтите также:
- В VI Профессорском форуме в Москве примут участие более 2,5 тысяч человек
- Лучшие профессора, деканы и ректоры России стали лауреатами общенациональных премий
- Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов принял участие в подкасте «Собрались с мыслями» на Первом канале
- В Москве пройдет VI Профессорский форум - 2023
- Анонс программы VI Профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики»
Это интересно:
- Что является кульминацией программы форума для финалистов?
- Какова ожидаемая численность участников форума?
- Какие слова приводятся в сообщении заместителя министра науки и высшего образования РФ Дарьи Кирьяновой относительно значимости стартапов из рейтинга Топ-1000 для технологического развития страны?
- Какие темы будут обсуждаться на VII Профессорском форуме?
- Какие организации поддерживают проведение Профессорского форума?