Инженеры беспилотников в вузах России

К началу 2026 года российская система высшего образования пополнится рядом новых, актуальных специальностей, среди которых ключевое место займут направления, связанные с проектированием, производством и управлением беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – ЕГЭ – технологический суверенитет – это способность государства самостоятельно обеспечивать свой научно-технологический и промышленный потенциал, необходимый для устойчивого развития и национальной безопасности. Он подразумевает независимость в ключевых областях: от создания элементной базы и ПО до производства станков, лекарств и сложной техники. Это не означает автаркию, но требует наличия собственных компетенций, кадров и производств, чтобы критически важные технологии, цепочки поставок и данные контролировались внутри страны и не могли быть использованы как инструмент внешнего давления. Для России это стратегическая цель, направленная на преодоление внешних ограничений и создание конкурентоспособной, самодостаточной экономики знаний.

Как заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, сегодня существует острая потребность в целенаправленной подготовке инженерных кадров для этой высокотехнологичной и стратегически важной отрасли, однако системного обучения по таким профилям в вузах пока не организовано. Разработка новых образовательных программ ведётся в рамках масштабного перехода на обновлённую модель высшего образования. Её суть заключается в создании нового, более гибкого перечня специальностей и направлений подготовки. Этот документ, который планируется окончательно утвердить к началу 2026 года, сохранит широкие образовательные области (например, «Инженерия и технологии»), но внутри них университеты получат значительную свободу в формировании конкретных профилей и модулей. Это позволит оперативно отвечать на запросы рынка труда и отдельных компаний-работодателей, создавая программы под конкретные технологические задачи, такие как разработка БПЛА.

Целью является подготовка нового типа инженера – специалиста, который обладает не только фундаментальными знаниями в области авиации, мехатроники и радиоэлектроники, но и глубоко разбирается в современных цифровых технологиях, программировании, системах искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Такой выпускник должен будет уметь работать с полным циклом – от проектирования и производства беспилотных комплексов до их настройки, эксплуатации и анализа данных. Новая модель уже проходит апробацию в ряде ведущих университетов, включённых в пилотный проект. Эти вузы уже пересматривают учебные планы, усиливая практическую и проектную составляющую, чтобы в будущем интегрировать в них специализации по беспилотникам.

Внедрение системы будет поэтапным. Первые вузы-пилоты начнут работать по новым принципам с 2026–2027 учебного года, а массовый переход остальных университетов запланирован на 2027–2028 годы. Обновлённая модель предполагает и более гибкие сроки обучения: бакалавриат или специалитет могут длиться от 4 до 6 лет в зависимости от сложности программы, а магистратура – от 1 до 3 лет. Таким образом, к концу десятилетия в России должна быть сформирована современная образовательная экосистема, способная готовить высококвалифицированных инженеров для динамично развивающейся индустрии беспилотной авиации.

Комментариев пока нет.